С начала 2025 года в России увеличился утилизационный сбор, что повлияло на все категории транспортных средств – от легковых моделей до спецтехники. Новые коэффициенты скорректировали стоимость машин, а также изменили порядок расчета платежа.
Основная причина повышения – поддержка экологически чистых технологий и стимулирование обновления автопарка. Владельцы новых и ввозимых из-за границы транспортных средств столкнулись с дополнительными расходами.
Главная цель корректировки “утиля” – поддержать отечественный автопром. В результате владельцы машин, как новых, так и ввозимых из-за границы, столкнутся с увеличенными расходами.
Что такое “утиль”?
Этот платеж взимается государством для финансирования переработки машин, выведенных из эксплуатации. Средства направляются на создание пунктов утилизации и совершенствование экологических программ.
"Система переработки устаревших транспортных средств в России развивается. Рост утильсбора должен стать дополнительным стимулом для обновления автопарка", – поясняет автоэксперт Александр Фомин.
Кто обязан платить?
Этот платеж вносится:
-
Производителями, если техника выпущена в России.
-
Импортерами, в случае ввоза из-за границы (за исключением временного ввоза).
-
Частными и юридическими лицами, если сбор за данное средство передвижения ранее не был внесен.
Важно! Уплата происходит только один раз при первой регистрации.
Какие транспортные средства освобождаются от уплаты?
Некоторые виды машин не облагаются этим сбором. Среди них:
-
Средства передвижения, ввезенные в страну гражданами при переезде.
-
Техника дипломатических представительств.
-
Коллекционные модели, старше 30 лет, не использующиеся в коммерческих целях.
-
Транспорт в свободной экономической зоне (например, Калининградская область).
"Классические модели имеют историческую ценность и часто содержатся в идеальном состоянии, поэтому их освобождение от уплаты вполне оправдано", – объясняет эксперт Сергей Матвеев.
Какие изменения вступили в силу с октября 2024 года?
Среди основных корректировок:
-
Повышение коэффициентов на 70–85 % с октября 2024 года.
-
Годовая индексация на 10–20 % до 2030 года.
-
Сбор для некоторых категорий техники может достигнуть 6 млн рублей.
"Изменения затронули преимущественно импортируемые модели, что делает покупку новых машин более выгодной, чем ввоз подержанных", – поясняет представитель Ассоциации дилеров."
Как рассчитывается?
Формула расчета:
Базовая ставка × Коэффициент
Базовые ставки
-
Легковой транспорт – 20 000 рублей.
-
Грузовые модели и автобусы – 150 000 рублей.
-
Спецтехника и прицепы – 172 500 рублей.
Пример расчета
Компания ввезла два вида техники:
-
Легковой транспорт 2,5 года, объем двигателя 3100 куб. см, коэффициент – 89,73.
-
Фронтальный погрузчик 2 года, мощность 78 л. с., коэффициент – 4,2.
Сбора:
-
Легковой транспорт: 20 000 × 89,73 = 1 794 600 рублей.
-
Спецтехника: 172 500 × 4,2 = 724 500 рублей.
Как рост утилизационного сбора повлияет на рынок?
Повышение утилизационного сбора значительно изменит стоимость транспортных средств, особенно импортируемых. Увеличение коэффициентов повлияет на все категории машин, включая легковые, коммерческий транспорт и спецтехнику.
1. Увеличение стоимости новых автомобилей
Производители будут закладывать рост “утиля” в конечную цену. В среднем новые модели подорожают на 10–30 %, особенно в сегменте импортируемых авто.
2. Подорожание подержанных автомобилей
Рост утильсбора увеличит расходы на ввоз б/у машин. Это приведет к снижению объема импорта и удорожанию вторичного рынка.
3. Рост затрат для бизнеса
Перевозчики, логистические компании и строительные организации, использующие спецтехнику, столкнутся с дополнительными расходами. Это может повлиять на тарифы в сфере перевозок и грузоперевозок.
4. Снижение спроса на импортные авто
С увеличением утильсбора покупка новых машин, произведенных в России, станет выгоднее, чем приобретение импортируемых моделей.
Рост утильсбора приведет к повышению цен на транспорт, увеличению затрат бизнеса и возможному снижению объема ввоза автомобилей в Россию.
"Покупателям стоит учитывать новый уровень ставок при планировании бюджета. Возможно, 2024 год был последним, когда можно было приобрести машину без значительных переплат", – комментирует экономист Дмитрий Савельев.
Какие последствия ожидают тех, кто не заплатит утилизационный сбор?
Что будет, если не заплатить утилизационный сбор?
Неуплата утилизационного сбора может привести к серьезным последствиям для владельцев транспорта. Этот платеж является обязательным, и его отсутствие блокирует регистрацию, влечет штрафы и может привести к принудительному взысканию.
1. Отказ в регистрации
Без оплаты сбора ГИБДД не зарегистрирует транспортное средство. Проверка платежа происходит автоматически.
2. Штрафы и пени
При просрочке начисляются пени, а также штраф до 20 % от суммы задолженности.
3. Принудительное взыскание
ФНС и ФТС могут арестовать имущество, заблокировать счета или наложить запрет на выезд за границу.
4. Проблемы при продаже
Если сбор не уплачен, новый владелец не сможет поставить транспорт на учет.
5. Таможенные ограничения
Без уплаты сбора машину не выпустят с таможни.
Чтобы избежать санкций, рекомендуется своевременно проверять уплату сбора через ГИБДД, таможенные органы или налоговую службу.
Как подготовиться к изменениям 2025 года?
Чтобы избежать лишних затрат, рекомендуется:
- Рассчитать сумму сбора перед покупкой.
- Оформить документы до повышения ставок (если планируется ввоз).
- Рассмотреть вариант приобретения техники российского производства.
"Если вы планируете обновление автопарка, не откладывайте покупку. В ближайшие годы стоимость транспортных средств продолжит расти", – отмечает эксперт по авторынку Алексей Романов.
Повышение утильсбора в 2025 году стало важным событием для рынка. Новые коэффициенты привели к удорожанию транспортных средств и изменению условий их ввоза.
Чтобы избежать переплат, рекомендуется заранее рассчитать размер сбора и учитывать новые коэффициенты при планировании покупки. Если возможно, оформить сделку до вступления изменений в силу – это поможет существенно сэкономить.
Почему выгодно заказывать автомобили из Кореи через ENCARRUS
Что мы предлагаем:Прямой доступ к аукционам: участие в торгах без посредников в России.
Контроль качества: проверка кузова, двигателя, пробега, диагностика на месте.
Комплексная доставка: организация отправки авто в Россию, подбор оптимального маршрута, помощь с таможенным оформлением.
Выгодные цены: за счёт прямого сотрудничества с аукционами стоимость авто ниже на 10–30%.
Мы сопровождаем клиента на каждом этапе — от подбора автомобиля до его передачи в нужном городе. Все расчеты прозрачны, а участие в торгах происходит только с согласия клиента после просмотра видеоотчета.
Готовы купить авто из Кореи?
Оставьте заявку на сайте ENCARRUS или свяжитесь с нами по телефону. Подберем автомобиль, организуем торги, доставим и поможем с оформлением. С нами покупка автомобиля на корейском аукционе станет простой и безопасной!